Заметки о понятии страха в современной философии

Заметки о понятии страха в современной философии

Гегель и его учение. Но как непохожи одна на другую эти философские революции. Французы ведут открытую войну со всей официальной наукой, с церковью, часто далее с государством; их сочинения печатаются по ту сторону границы, в Голландии или в Англии, а сами они нередко переселяются в Бастилию. И за этими профессорами, в их педантически-темных словах, в их неуклюжих, скучных периодах скрывалась революция? Рассматривая в своем месте взгляды немецких философов конца -го века на религию, мы имели случай отметить освободительное значение этих взглядов и указать на ту связь их с немецкой действительностью, которая обусловливала специфический философский туман, скрывавший от непосвященных революционную потенцию, таившуюся в метафизических системах. У Генриха Гейне мы нашли тогда не одно меткое определение, дававшее ключ к уразумению сказанной особенности немецкой философии. Нынешняя религия, говорит он, разбита на голову в теории, поражена в своей идее и живет еще лишь механической жизнью. В Германии побиты не только протестантские рационалисты, но и деисты. И в каком фанатическом тоне звучит порой антирелигиозная проповедь!

Немецкая классическая философия: Кант, Фейербах, Гегель и другие представители

Часть трудов просто исчезла в глубине времени, часть просто потеряла свою актуальность многие годы назад. Но любой крупный философ всегда оставит что-то, что будет полезно не только его поколению, но и все последующим. В тоже время отыскать эти крупинки знаний не всегда просто.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель Это исполненное страха и беспокойства состояние духа, характерное для нашей эпохи, и есть то, чему мы обязаны.

Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Следующая Немецкая классическая философия охватывает сравнительно краткий период, который ограничен ми годами столетия, с одной стороны, и годом — годом смерти Гегеля — с другой. Тем не менее по целому ряду моментов она представляет собой вершину философского развития, которая в то время могла быть достигнута, а тем самым и вершину домарксистской философии вообще.

Основные аспекты кантовского определения разума. Во-первых, разум в отличие от чувственности и рассудка есть способность опосредованного, прямо не восходящего к опыту познания. Во-вторых, разум — способность к самому высокому обобщению, синтезу, единству познания. Кант так и говорит: Отсюда можно вывести суммарное определение разума: В-третьих, Кант определяет разум как способность производить понятия. В-четвертых, разум — в отличие от рассудка как способности давать правила — является"способностью давать принципы".

В-пятых, если рассудок — это способность суждения то есть способность строить суждения, способность судить , то разум определяется как способность строить умозаключения, способность умо-заключать. Речь тут идет не о формально-логических сюжетах. Как анализ суждений в учении о рассудке, так и разбор умозаключений у Канта — трамплин для диалектического познания разума.

В-шестых, в учении о разуме центральное значение придается понятию"идея разума".

Жак Д Онт - Гегель. Биография

В статье рассматривается эволюция представлений о страхе и тревоге в истории философской мысли. Дана характеристика философским взглядам на страх и тревогу, сложившимся в разные исторические периоды, показана специфика подходов к выявлению сущности страха и тревоги в истории философии, а также в русской и западноевропейской философской мысли.

Прослеживается трансформация взглядов на взаимосвязь тревоги и страха. На основе историко-философского анализа сформулированы ключевые аспекты философского понимания феноменов страха и тревоги — антропологический, онтологический, гносеологический, аксиологический, праксеологический. Сделанные выводы позволяют сформулировать положение, выступающее в качестве теоретико-методологической основы социально-философского, конкретно-социологического изучения страха и тревоги.

В «Философии права» Гегель исходит из того, что трудовая .. в работе и благодаря ей лишенная самостоятельности мудрость страха.

У истоков концепции Георг Фридрих Вильгельм Гегель — получил богословское образование. Он окончил теологическое отделение Тюбингенского университета где одновременно с ним учился поэт Гёльдерлин, а затем и Шеллинг , защитил магистерскую диссертацию по церковной истории Вюртемберга, однако от духовной карьеры отказался. Тем не менее проблемы религии в течение сравнительно долгого времени занимают доминирующее положение в его духовном мире.

Через их призму он смотрит на многие другие проблемы мировоззрения, в том числе и на политику, которая находилась в центре духовных интересов радикально настроенного юноши, увлеченного идеями Руссо и Великой французской революции. Здесь он продолжает работу над начатым еще в университете первым своим самостоятельным произведением. Народная религия для него порождение и основа свободы, в условиях которой человек чувствует себя органической частью государственного целого.

О христианстве этого сказать нельзя. Его догматы обращены не к роду, а к индивиду, это религия народов, утративших свободу, она покоится не на гармонии индивида и коллектива, а на авторитете и традиции. Безусловной заслугой его является внимательное прочтение и глубокое истолкование ряда литературных опытов молодого мыслителя. За теологической оболочкой Лукач увидел социально-критическое содержание, стремление осмыслить проблемы буржуазного общества и современной политической борьбы.

Отсюда — неполнота картины, определенное упрощение дела.

страхов как метафизик

Философия Мы хотели бы ограничиться рассмотрением смысла явления страха в философской традиции, наиболее яркой для своего времени, той, которая берет свое начало у молодого Гегеля и Кьеркегора и заканчивается экзистенциалистской философией. Первые замечания, связанные с современной проблематикой страха, мы находим у Гегеля, положившего начало современной философии.

Господин победил раба и думает, что извлечет из победы абсолютное признание себя как господина, так как он одержал свою победу благодаря презрению к смерти, риску которой он подвергался до последней минуты. Однако, размышляет Гегель, предельная истина отношений господина и раба не такова. Будущее принадлежит рабу, а господство — это исторический тупик.

Наряду с биологической составляющей страха смерти характерно выявляется его духовная . Гегель точно определил: «Я не испытываю страха, с.

Этот же отрывок дает ясное представление о первостепенной роли, которую играет в философии Гегеля идея смерти. Гегель начинает с того, что указывает, в чем, по его мнению, заключается основное содержание его философии и ее новизна. Однако шеллинговское учение опирается на спинозовскую концепцию, которая, в свою очередь, представляет собой наиболее радикальную форму традиционной, т.

Гегель, стало быть, противопоставляет свою философию всем предшествующим исключение составляют только Кант и Фихте и в какой-то мере Декарт. Следовательно, философ не должен ограничиваться описанием Бытия, он должен также описывать раскры- тое-Бытие и отдавать себе отчет в том, что Бытие раскрывается в Речи. Тотальность же эта фактически включает в себя Речь, и в частности речь философскую.

Значит, философ имеет дело не только со статичным-налич- но-данным-Бытием или Субстанцией, представляющей собой Предмет Речи, но также и с Субъектом Речи и философии: Другими словами, философия должна объяснить, как и почему Бытие осуществляется не только в качестве Природы и природного Мира, но также в качестве Человека и Мира исторического. Философия не должна довольствоваться тем, что она — Философия природы, она должна быть также антропологией: Именно описывая Истинное в том числе и как Субъект, или, другими словами, определяя характерные особенности человеческой реальности, открывает Гегель диалектическое устройство Бытия и Реального, а также онтологическую категорию Негативности, лежащую в основании этой диалектики.

Гегель сам говорит об этом в тексте, который следует за приведенной цитатой р. Если Субстанция, понимаемая как природное статич- ное-налично-данное-Бытие , имеет своим онтологическим основанием Тождество с самой собой , то Субъект Речи, раскрывающей это самое Бытие и самого себя, т.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Мышление в конечных понятиях. Мышление в бесконечных понятиях. Тем самым, мышление отдельного человека в современную эпоху может последовательно пройти но не обязательно проходит через пять глубоко индивидуальных и глубоко различных форм рас, по выражению Е. Мы стоим на пороге 6-й расы — перед мышлением в бесконечных понятиях.

Пра Гегель, определивший страх именно как"внутреннее сжатие души в себе перед лицом кажущегося ей непреодолимым отрицания" 1.

Причины того, почему данный гениальный тип интеллекта не был ассимилирован человеческой мыслью в целом, нам еще предстоит узнать. При этом существует высший и универсальный гений - Гений Времени, который позволяет судить о сути и значении любых исторических достижений человеческого интеллекта. Философия Гегеля, как и его предшественников,"не отрефлектирована" до ее действительных оснований.

Иначе говоря, эта философия не содержит оправданий самой себя, хотя Гегель именно на это и претендовал. Новый, будущий тип интеллекта должен включать оправдание самого себя. Не обосновывая главное основание своей философии - идею духовно-логической природы мира, идею"абсолютной логической идеи", Гегель тем не менее делает чрезвычайно интересную и во многом удачную попытку обоснования своей философии путем ее полного развертывания.

Вся система философии Гегеля должна была выступать в качестве своего собственного обоснования. Важнейшим условием постижения мира Гегель справедливо считает выработку такого способа мышления, который позволит схватывать бесконечное.

Гегель, Георг Вильгельм Фридрих

Он родился в Копенгагене, в семье состоятельных родителей; его воспитание осуществлялось в духе суровых христианских канонов протестантского толка. Хилый и болезненный мальчик, Сёрен в школьные годы подвергался многочисленным насмешкам со стороны обидчиков. По окончании школы семнадцатилетний Кьеркегор был зачислен студентом теологического факультета Копенгагенского университета, однако теология не увлекала его.

Он больше интересовался эстетикой, и в конечном итоге учеба его затянулась на целых десять лет. В этом возрасте Кьеркегор был склонен вести неупорядоченный, богемный образ жизни. Серьезным эпизодом в его биографии стала неожиданно расстроившаяся помолвка с юной девушкой, к которой он питал нежные чувства.

Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано мое убеждение. Аморальным является делать что-то из страха перед.

Об этом необходимо сказать по двум причинам. Все, сказанное в дальнейшем — и о стремлении человека освободиться от враждебного ему наличного Мира, принадлежащего на правах собственности некоему Господину, который сам является рабом этого Мира, и о том, что только Раб может преобразовать Мир, образовавший его и обрекший на рабство, и о том, только сам Раб может образовать новый Мир, в котором он будет свободным — все это не результат интерпретаций толкований Кожева, а суждения самого Гегеля.

Если праздное Господство — это тупик, то работающее Рабство, напротив, есть источник всякого человеческого, общественного и исторического прогресса. История — это история трудящегося Раба. Мы видели лишь то, чем является рабство по отношению к господству. Но оно есть самосознание, а поэтому нам нужно рассмотреть теперь, что есть оно в себе самом и для себя самого.

ЗАМЕТКИ О ПОНЯТИИ страха

В определенном смысле страх всегда был в центре всякой подлинной философий, если согласиться с тем, что философия рождается из неуверенности человека относительно своего происхождения и своей судьбы. Гроссман В определенном смысле страх всегда был в центре всякой подлинной философий, если согласиться с тем, что философия рождается из неуверенности человека относительно своего происхождения и своей судьбы. Таким образом, исследование философского смысла явления страха могло бы быть связанно со всей историей человечества.

Но мы не можем помышлять о подобном исследовании

Гегель и государство абсолютного субъекта - Дебаты - Михаил Гефтер. Ибо чем ревностней, не за страх, а за совесть, служила эта.

Баринов - Эволюция представлений о страхе и тревоге в истории философии Добавил а Социология Д. Анализ эволюции представлений о страхе и тревоге в истории философии показывает, что в работах многих философов предприняты попытки изучить природу страха и тревоги, дать им антропологическое и онтологическое обоснование, классифицировать формы и виды страха, продемонстрировать его связь с другими состояниями психики.

Важной составляющей философских теорий является анализ социальных аспектов страха и тревоги как элементов социального поведения и управления. ХХ век в истории человечества был эпохой невиданных потрясений, поставивших под сомнение ключевые ценности человеческой культуры и бытие самого человека. Не случайно в ХХ веке получили распространение научные теории, предрекающие катастрофический исход человеческой цивилизации.

Пугающие перспективы развития мировой цивилизации, глобальные проблемы, природные катаклизмы, неизвестные ранее и неожиданно возникающие вирусы — все это не вносит в жизнь современного человека уверенности в завтрашнем дне.

Главное — это борьба. — Осипов А.И.


Comments are closed.

Жизнь без страха не просто возможна, а полностью реальна! Узнай как полностью избавиться от страха, нажми тут!